НИЯУ МИФИ открыл новый учебный курс «Семантический веб»
НИЯУ МИФИ открыл новый учебный курс «Семантический веб»

О курсе рассказывает его автор, доцент отделения Интеллектуальных кибернетических систем Обнинского института атомной энергетики НИЯУ МИФИ, кандидат технических наук Виктор Тельнов, который стал победителем Грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2015/2016 гг.

Виктор Петрович, чем была вызвана необходимость создания нового курса? В чем его инновационность?

Студенты и преподаватели университетов расходуют немало времени и усилий на поиск полезной информации во всемирной паутине, вместо того, чтобы воспринимать и интерпретировать учебный материал. Было справедливо отмечено, что традиционные веб–технологии (иногда называемые WEB 2.0) не предоставляют адекватных средств поиска и навигации в среде распределенных знаний на семантическом уровне. Естественным образом возникла идея об интеллектуальных агентах (программных средствах), которые могли бы идентифицировать релевантные информационные ресурсы из любого доступного источника данных и содействовать синтезу образовательного контента, адаптированного для конкретной категории учащихся. Идея семантических образовательных порталов, которые могли бы обеспечивать осмысленную интеграцию образовательных ресурсов с адаптацией и персонализацией учебных курсов и учебных планов, возникла почти одновременно с появлением семантического веба.

Семантическая база данных способна интегрировать гетерогенные данные из многих источников и сохранять связи между информационными объектами. Такая база данных, используя отношения между сущностями, позволяет выводить новые знания из уже существующих фактов. Это весьма мощный инструмент для обнаружения и синтеза образовательных ресурсов.

Представляется оправданным известный скептицизм относительно того, что семантические технологии вскоре получат широкое распространение в университетской среде. Современные реалии высшего образования таковы, что подавляющее число студентов и преподавателей не подозревают о существовании семантического веба и связанных открытых данных. Они продолжают использовать традиционные системы управления контентом (CMS), системы управления обучением (LMS) и виртуальные учебные среды (VLE), которые построены на простых таксономиях и тезаурусах. Студенты широко практикуют поиск информации во всемирной паутине по ключевым словам, используя для этого популярные общедоступные поисковые системы. Здесь важную роль играет традиция, а также простота и высокая скорость формирования поисковых запросов по сравнению с поисковыми запросами к графам знаний. Можно с большой долей уверенности предположить, что в обозримом будущем публичные поисковые системы вместе с Википедией останутся наиболее востребованными «универсальными учебниками» для той многочисленной категории студентов, которые не всегда требовательны к качеству и полноте учебных материалов. Исключением могут стать магистранты университетов, которые специализируются в информатике и в компьютерных дисциплинах.

Попытки обнаружить в русскоязычном сегменте всемирной паутины действующие сервисы семантического веба редко приводят к успеху. Приходится согласиться с тем, что в России производится недостаточно связанных открытых данных, пригодных для образовательной деятельности. Основными источниками данных для российских пользователей семантической паутины остаются общедоступные международные базы знаний, содержащие русскоязычный контент, в первую очередь DBpedia и Wikidatа. Новый учебный курс призван частично восполнить этот пробел.

Как вы оцениваете результаты проекта?

Создан новый семестровый учебный курс «Семантический веб», включая рабочую программу учебной дисциплины, лекционный материал, комплект проектных заданий, фонд оценочных средств и цикл веб-семинаров (видео). Учебно–методический комплекс дисциплины «Семантический веб» размещен на платформе образовательного портала «Кафедра онлайн» в «Облачном кабинете», сетевой адрес http://cloud.obninsk.ru, и общедоступен для работы в режиме online при очном и дистанционном обучении студентов высших учебных заведений Российской Федерации.

Учебный курс «Семантический веб» включен в рабочую учебную магистерскую программу «Сети ЭВМ и телекоммуникации» ИАТЭ НИЯУ «МИФИ». В осеннем семестре 2016 года новый курс апробирован в учебном процессе (группа ИВТ–М15), в феврале 2017 года представлен на курсах факультета повышения квалификации ИАТЭ НИЯУ «МИФИ», а с сентября 2017 года читается на постоянной основе (группа ИВТ-М16). Создана инструментальная платформа для освоения студентами нового учебного курса и для выполнения проектных заданий, в частности обновлен компонент «Семантическая паутина», включая интеллектуальный браузер RDF с возможностью визуализации семантизированных данных – http://semantic.obninsk.ru.

Новый учебный курс «Семантический веб» создан с учетом опыта и достижений следующих учебных заведений и организаций: Oxford Brookes University; Stanford University; Новосибирский государственный университет; Cambridge Semantics Inc.; Ontotext GraphDB & S4; Impelsys University Solutions; iPublishCentral Learn. В ходе реализации проекта «Семантический веб» сделаны доклады на международных конференциях «Аналитика и управление данными в областях с интенсивным использованием данных» (DAMDID'2016'2017), опубликованы статьи в журналах «Программная инженерия», «Программирование».

Изменилось ли что-то в вашей профессиональной жизни после встречи с Фондом?

Гранты Фонда помогают преподавателям университетов поддерживать необходимый темп обновления знаний и надлежащий уровень преподавания в магистратуре.

 

Отзывы студентов магистратуры ИАТЭ НИЯУ «МИФИ» о курсе «Семантический веб»

Алексей Голубев:

Стоит отметить практическую направленность и удобство восприятия информации. Так, в практической части курса я научился работать с базами знаний при помощи поисковых агентов, графовыми базами данных (Neo4j, Ontotext GraphDB).

Особенно был полезен опыт командной работы, студенты были разделены на группы, и каждая получила индивидуальное задание. В ходе выполнения заданий мы обучились важным практическим навыкам, примеры которых приводились на лекциях. Разработка и тестирование велись поэтапно, каждый этап контролировался преподавателем. По окончании курса состоялась защита проекта, который мы реализовали, а после – экзамен по учебной дисциплине.

Я считаю, что главным достоинством этого курса является правильно организованная работа на основе хорошо подобранного учебного материала, что впоследствии может быть использовано нами в работе.

Виталий Черкозьянов:

С первого же занятия был увлечен с головой процессом, открыл для себя много нового и интересного. Курс очень хороший, емкий, сжатый. Вся необходимая информация дается, при этом ничего лишнего. Большое спасибо за это преподавателю Виктору Петровичу Тельнову! Без его внимания не остался ни один из слушателей курса. Занятия проходили практически в домашней обстановке.

Из положительных моментов, думаю, могу выделить:

  • всесторонний охват рассматриваемой проблемы;
  • сочетание различных видов образовательных технологий, применяемых для преподнесения материала;
  • наличие обратной связи с преподавателем, дающее возможность оперативно решать возникающие вопросы;
  • очень интересное практическое задание;
  • заинтересованность преподавателя в качестве преподносимого материала, желание передать как можно больше своего опыта.

Из отрицательных: малое количество дополнительной литературы на русском языке.

Я очень рад, что мне довелось походить на эти занятия. Вижу в них массу пользы. На занятиях узнал много того, чего нет в книгах или в интернете. Огромное спасибо.