Анна Санина: «Игры-симуляторы активизируют те навыки, которые сложно тренировать на примере реальных ситуаций»
Анна Санина: «Игры-симуляторы активизируют те навыки, которые сложно тренировать на примере реальных ситуаций»

Учебная среда для магистрантов, которая помогает нарабатывать практический опыт – в НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга появилась компьютерная игра-симуляция «Муниципальный бюджет» для будущих государственных и муниципальных служащих. О проекте рассказывает его автор, доцент департамента государственного администрирования Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук Анна Санина, которая стала победительницей Грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина 2015/2016 гг.

Анна Георгиевна, чем была вызвана необходимость внедрения специальных компьютерных игр в процесс обучения будущих чиновников?

Исторически в России сложилось так, что образование государственных служащих, по сравнению с обучением представителей других профессий, предполагает наименьшие креативные и интерактивные возможности. С одной стороны, это понятно: будущим чиновникам необходимо знать и понимать нормативно-правовую базу, экономические механизмы управления, принципы функционирования органов власти. С другой стороны, такой подход приводит к «теоретическому перегрузу» образовательных программ по государственному муниципальному управлению, которые ориентированы в первую очередь на знание и запоминание, и уже во вторую – на формирование умений и навыков. Зная многое, молодые специалисты лишены очень важной практики принятия решений, опыта ориентации в сложной социально-экономической и политической реальности. Чтобы отработать практические навыки, необходимо создать условия, максимально близкие к реальности, то есть поместить магистрантов в такую учебную среду, которая моделировала бы их будущую профессиональную сферу.

Обычно в качестве резервуара практически-ориентированного образования называют преддипломную практику. Однако в реальности – если только магистранты уже не работают в органах государственной власти и не совмещают работу с учебой – на «практике» они используются в качестве «технической рабочей силы»: им поручают сортировать документы, переводить тексты или подготавливать служебные записки. И, конечно, только в исключительных случаях их допускают к участию в процессе подготовки и принятия управленческих решений.

Поэтому можно сказать, что данный проект родился из жизни: магистрантам было интересно именно действовать, пробовать принимать решения. И поскольку организовать этот процесс в формате, скажем, деловой игры в рамках одного семинарского занятия практически невозможно, появилась идея создания компьютерного симулятора.

Использование игр-симуляторов позволяет активизировать именно те навыки, которые сложно тренировать на примере реальных ситуаций. Они дают студентам возможность приблизиться к действительности и попрактиковать свои знания в интересной форме, научиться межличностному взаимодействию, коллективному принятию решений, а также испытать индивидуальную ответственность за те решения, что были или не были приняты.

Как вы оцениваете результаты проекта? Какие отзывы у магистрантов?

Наш проект посвящен одной их самых важных для понимания и успешной профессиональной деятельности чиновника – области финансов в государственном управлении. Мы предполагали, что на уровне магистратуры игра-симулятор для большинства студентов – это единственная возможность формирования практического представления о том, как можно управлять финансами города, учитывая различные факторы внешней среды и среды принятия решений. И здесь мы угадали – игры активно используются магистрантами, даже если они не включаются в «обязательную программу». Они вызывают живой интерес, провоцируют обсуждение принятых решений, споры – то есть, в принципе, все то, чего мы хотели добиться, создавая игру.

Еще одна особенность проекта – это практически полная его реализация в формате «co-creation». Студенты сами принимали участие в разработке контента игры, в ее апробации, а теперь – и в ее развитии. Я каждый раз, когда представляю игру, подчеркиваю, что можно и нужно высказывать замечания, предложения, идеи доработки. Как и любая игра, наш симулятор – не конечный продукт, а живой процесс, и в этом его главная ценность.

Изменилось ли что-либо в вашей профессиональной жизни после встречи с Фондом?

Не стану скрывать, что получение «потанинского» гранта – это хорошая строчка в резюме, которая в том числе помогает в дальнейшем, при подаче заявок в другие фонды, да и в целом поднимает значимость CV. Также не скрою, что без поддержки Фонда именно этот конкретный проект не был бы реализован. В то время, когда я подавала заявку на грант, компьютерные симуляторы были для меня лишь абстрактной идеей, а не предметом научного или педагогического интереса. Теперь же мы с моей выпускницей, а ныне коллегой Евгенией Кутергиной (она соисполнитель гранта) активно развиваем эту тематику в совершенно разных аспектах. Прежде всего нам интересно то, как можно измерить эффективность использования компьютерных симуляторов в учебном процессе. Ведь подтвержденная эффективность – это первый шаг к активному внедрению новых педагогических технологий, а именно их, как я уже сказала, не хватает в «классическом» образовании чиновников.

В результате реализации проекта были разработаны три варианта компьютерной игры «Муниципальный бюджет»: для городского поселения «Муниципальный бюджет – Екатеринбург»; для сельского поселения «Муниципальный бюджет – Ильинское сельское поселение»; для внутригородской территории города федерального значения «Муниципальный бюджет – Финляндский округ Санкт-Петербурга». Каждый вид муниципального образования в России имеет свои особенности, три симулятора дали студентам возможность понять, почувствовать и запомнить эту разницу. Игры представлены на сайте http://budgetgames.esy.es.