Транспортное обслуживание городов в ХХI веке
Транспортное обслуживание городов в ХХI веке

В Тюменском государственном нефтегазовом университете запущен курс «Транспортное обслуживание городов». Слушатели курса - будущие сотрудники госучреждений, ответственных за развитие различных городских систем, научатся создавать комфортную для горожан транспортную инфраструктуру. О курсе рассказывает его автор, преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» Института транспорта Тюменского государственного нефтегазового университета, кандидат технических наук, победитель Грантового конкурса для преподавателей магистратуры Стипендиальной программы Владимира Потанина 2015/2016 гг. Денис Чайников.

Денис Анатольевич, чем была вызвана необходимость внедрения нового учебного курса для магистрантов? В чем его инновационность?

Необходимость разработки курса вызвана тем, что сегодняшнее экстенсивное наращивание количества личного транспорта на улицах крупных городов приводит к глобальным городским проблемам. Среди этих проблем можно выделить основные – выбросы вредных веществ от большего количества транспорта, стоящего в транспортных заторах, гиподинамия тех, кто пользуется личным транспортом, снижение безопасности движения вследствие появления агрессивных реакций, вызванных, в том числе, заторами, потери времени горожан в пути. Студенты, выбравшие курс, знакомятся с тем, как сформировать комфортную городскую среду без личного транспорта. Они принимают участие в разработке проектных предложений по стимулированию горожан к использованию альтернативных видов транспорта, знакомятся с успешным опытом реализации программ управления транспортным спросом тех стран, которые столкнулись с данными проблемами несколько десятилетий назад. Студенты магистерской программы «Транспортное обслуживание городов» по окончании университета устраиваются на работу в государственные учреждения, ответственные за развитие городской инфраструктуры. Таким образом, у них появляется возможность внедрить лучшие практики управления транспортным спросом населения. Часть студентов включили вопросы управления транспортным спросом в свои магистерские диссертации и успешно их презентовали перед заместителем начальника Главного управления строительства Тюменской области.

Немаловажной особенностью, отличающей созданный при поддержке гранта Фонда курс, является то, что реализован он на английском языке. Было издано уникальное учебное пособие, обобщившее имеющийся на сегодняшний день опыт развитых стран по управлению транспортным спросом населения. Создан курс лекций на английском языке. Помимо российских студентов курс освоили иностранные студенты. Данный курс был одним из немногих (примерно 10 курсов) в Индустриальном университете, читаемых полностью на иностранном языке. Это позволяет студентам обрести коммуникативные компетенции и профессиональную лексику, понятную во всем мире, что открывает для выпускников программы дорогу в международную профессиональную среду. 

Как магистранты восприняли новый курс?

Курс стартовал во втором семестре 2016/2017 учебного года. По результатам опроса студентов, освоивших его, они в целом довольны. Было много споров о том, насколько рассматриваемые практики применимы у нас, но ближе к концу курса пришло понимание, что ограничения существуют лишь в головах, и можно внедрить адаптированные к нашим реалиям программы управления. Трудным для студентов было то, что курс давался на иностранном языке с англоязычной литературой и учебно-методическими пособиями. Им приходилось перестраиваться, и поэтому в расписании я организовал дни, в которые у студентов кроме моего курса не было никаких других занятий. Это позволило более глубоко погружаться в языковую среду. Студентам было трудно, но интересно. Курс востребован у той части студентов, которые готовы прикладывать усилия чуть большие, чем это делает среднестатистический магистрант в вузе, среди тех, кто осознает важность быть способным выстраивать коммуникации в глобализующемся мире.

Изменилось ли что-либо в вашей профессиональной жизни после встречи с Благотворительным фондом В. Потанина?

Моя профессиональная жизнь довольно сильно изменилась после встречи с Фондом. Серьезная трансформация взглядов на образование в университете произошла во время апрельской конференции Фонда в 2016 году «Магистратура: модель для сборки». Тогда я увидел перспективы образовательной деятельности и осознал, что существующая форма реализации образовательных программ не способна к серьезным переменам. Мы можем сделать один актуальный в мировом масштабе курс, но другие курсы в программе не позволяют студентам вкладывать полноценные усилия в свое образование. Поэтому, в марте 2017 года я стал руководителем образовательной программы, в которой я сам формирую перечень дисциплин, имею возможность выбирать преподавателей для их реализации и занимаюсь приемом студентов на программу, создаю комфортную образовательную среду. Сегодня студенты моей программы с первого курса занимаются проектной деятельностью на основе заказов будущих работодателей. Я выстраиваю образовательные траектории для студентов, связываю их с представителями индустрии, готовлю их к академической мобильности и активно внедряю в образовательный процесс дистанционные технологии. Выстраивается образовательная программа, которая реализуется трудно, но интересно для студента, а по окончании обучения выпускники смогут работать на тех предприятиях, с которыми взаимодействовали на протяжении всего периода обучения в университете.