Преподаватель Бауманки о новом курсе «Физические основы лазеров»
Преподаватель Бауманки о новом курсе «Физические основы лазеров»

Владимир Лазарев, доцент кафедры лазерных и оптико-электронных систем факультета радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н. Э. Баумана, начальник лаборатории стабилизированных лазерных систем научно-образовательного центра «Фотоника и ИК-техника» (центр открыт в 2012 году Президентом России Дмитрием Медведевым). Победитель Грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2013/2014 года. В 2014 году в рамках гранта участвовал в разработке курса «Физические основы лазеров» на английском языке (Physics of Lasers)».

Преподавательский стаж Владимира Лазарева можно отсчитывать с того времени, когда он начал преподавать физику еще будучи студентом Бауманки – в родной Физико-математической школе, которая существует на общественных началах при университете с 1962 года. Студенческое время также было связано с началом работы на международном уровне: он стал президентом студенческого отделения сразу четырех оптических обществ и побывал в известных мировых университетах, где старался усвоить новые образовательные технологии. Сейчас эти методики молодой преподаватель внедряет в учебный процесс. Так, благодаря сотрудничеству с факультетом лингвистики МГТУ им. Н. Э. Баумана удалось создать оригинальную бинарную форму проведения занятий. Идея заключается в интегрированном обучение языку и предмету, когда важен сам акт коммуникации, а не грамматика, при этом занятие с группой проводят одновременно два педагога: преподаватель языка и преподаватель соответствующей учебной дисциплины.

В 2017 году Владимир стал победителем конкурса «Молодой преподаватель вуза Москвы». Видеоролик с этого конкурса, в котором есть информация о бинарных занятиях и преподавании на английском языке, можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/aTz2hPEKSuU.

Владимир Алексеевич, чем была вызвана необходимость разработки курса «Физические основы лазеров» на английском языке?

Одна из главных тенденций современного международного образовательного процесса – переход на преподавание на английском языке. Ключевым показателем этого процесса является создание и распространение магистерских программ на английском языке. Предлагаемый проект является первым шагом на пути создания международной магистерской программы. До этого в университете по заявленному направлению не предпринималось попыток поставить преподавание на английском. Основой разработанного курса стал курс физических основ лазеров, читаемый мною на русском языке, зарубежный опыт преподавания аналогичных курсов на английском языке, а также педагогические наработки, полученные в ходе проведения в университете бинарных занятий.

Каковы результаты этого проекта на начало 2017/2018 учебного года?

К сожалению, пока до сих пор официально курс на английском языке не вошёл в структуру собственного образовательного стандарта университета. Дело тут не в административных трудностях, а в том, что необходимо принимать сразу целиком магистерскую программу на английском языке, но, к сожалению, еще не все дисциплины магистерской программы адаптированы для преподавания на иностранном языке. Поэтому чрезвычайно важна роль Фонда Потанина, стимулирующего преподавателей вузов через систему конкурсов и грантов к большей интеграции в международную среду. Я же большую часть своего курса на русском языке веду с применением английского: часть лекций читаю на английском, показываю ребятам видеоролики, видеолекции зарубежных ученых, мы также приглашаем иностранных специалистов на научные семинары, проводим конференции на английском языке, где студенты готовят презентации и выступают с докладами. Я составил специальную анкету и каждый год провожу опрос студентов о нашем курсе. Отзывы всегда положительные, студенты все время просят расширить часть курса, связанную с обучением на английском языке, с просмотром видеолекций и видеодемонстраций лабораторных работ, выполняемых зарубежными учеными.

Что в вашей профессиональной жизни изменилось после встречи с Фондом?

Очень многое изменилось после того, как я попал со своими студентами на Школу Фонда в 2014 и 2015 годах. На Школе я по-новому посмотрел на окружающий меня профессиональный мир, на мои взаимоотношения со студентами и с другими преподавателями. Идея проектов изменения, горячо поддерживаемая Фондом, позволяет создать творческую командную атмосферу, которая, несомненно, улучшает обстановку в коллективах, способствует раскрытию творческих способностей, учит объединяться вокруг общей идеи.

Научные публикации В. А. Лазарева по теме:

  • Сделан устный доклад и опубликованы тезисы конгресса International Scientific Congress ‘Science and engineering education. SEE-2016‘, June 23-25, 2016: Г. В. Кирсанова, В. А. Лазарев «Бинарный подход к предметно-языковому интегрированному обучению в техническом вузе» (Сборник можно скачать по ссылке: http://see-congress.com/ru/see-2016-abstracts).
  • Принята к публикации 08.08.2017 глава в книге ‘Analyzing Engineering Education in a Global Context’ в издательстве IGI Global: G. V. Kirsanova, V. A. Lazarev ‘Content and Language Integrated Learning: A New Approach to Teaching Engineering’ (https://www.igi-global.com/publish/call-for-papers/call-details/2672).