Мозги на вынос

Участники

Любовь Чернышева, ЕУСПб; Анастасия Головнёва, ЕУСПб; Варужан Гегамян , ЕУСПб. 

Организации-партнеры: 

Центр Независимых Социологических Исследований (ЦНСИ, Санкт-Петербург); НОУ ВПО Европейский университет в Санкт-Петербурге; Санкт-Петербургская Ассоциация Социологов (СПАС); Лаборатория урбанистических исследований НИУ ВШЭ (СПб); Совет молодых ученых факультета социологии СПбГУ; Студенческий совет факультета социологии СПбГУ.

Цели проекта

Контекст проблемы. Под наукой мы чаще всего понимаем естественные науки или технические. Государство и бизнес интересуют инновации технологического характера. Социальные инновации и исследования социального мира государство в должной мере не поддерживает. Такая же ситуация складывается в сфере взаимодействия бизнеса и социальных наук: для бизнеса они кажутся не эффективными и не ведущими к получению прибыли.

Между тем, социальные ученые – это люди, способные описывать устройство общественных процессов и задавать очень важные вопросы о том, почему они устроены именно так и какие альтернативы возможны. Поэтому мы считаем получение качественного образования в сфере социальных наук чрезвычайно важным для российского общества. 

Постановка проблемы. В системе образования в области социальных наук (социология, политология, история, социальная антропология) существует противоречие следующего рода. С одной стороны, формально в образовательном стандарте указана необходимость формирования у студентов компетенции решения исследовательских задач в научной команде. Точно также организован реальный процесс деятельности социального ученого в научном поле (например, работа в коллективах по грантам). С другой стороны, процесс обучения остается ориентированным на индивидуальную работу студента. А значит, студент в итоге не обретает важного для социальных ученых навыка работы в команде.  

Навык командной работы является основной составляющей деятельности социального ученого, поскольку ни одна социальная исследовательская проблема не может быть в достаточной степени решена силами одного исследователя. Отсюда отсутствие навыка командной работы является, по сути, синонимом общей некомпетентности социального ученого.

Такая ситуация затрудняет переход студента из университетской среды в «большой научный мир», а значит, академическая среда теряет потенциальных высокопрофессиональных ученых в области социальных наук.    

Цель проекта: создание  механизма интеграции студентов факультетов социальных наук Санкт-Петербурга в исследовательские команды.

Формат проекта

Проект представляет собой серию научно-образовательных мероприятий, направленных на формирование профессиональных компетенций, требующих командной работы,  у студентов факультетов социальных наук города Санкт-Петербурга, под руководством кураторов – профессиональных исследователей. 

Проект включает в себя три составляющие:

- работа команд студентов с кураторами над реализацией исследовательского проекта

- мастер-классы и тренинги по следующим направлениям: создание дизайна эмпирического исследования, методы обработки и анализа данных, отработка качественной презентации результатов научного исследования. 

- финальная часть - публичное мероприятие, на котором команды представляют свои проекты в неформальном (не строго академическом) стиле.

Целевая аудитория

100 студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры факультетов социальных наук города Санкт-Петербурга.