ОТЧЕТ о разработке образовательного продукта Магистерская программа “Инклюзивное образование”

План

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Подготовка и проведение интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого»

5.11.2018 – 9.11.2018,

12.11.2018,

15.11.2018

2

Организация второго этапа форума глухих и слабослышащих "Новый смысл - 2018"

10.11.2018

3

Участие в празднике «Белая трость», инклюзивный концерт «Увидеть ценность каждого»

13.11.2018

4

Участие во 2 Фестивале инклюзивной культуры «Университет – территория инклюзии»

14.11.2018

5

Посещение 4 Национального чемпионата «Абилимпикс», г. Москва, проведение интерактивного занятия в рамках чемпионата

20.11.2018 – 23.11.2018

6

Собрание сотрудников РУМЦ, заседания кафедры

19.11.2018,

29.11.2018

3.12.2018

8

Форум с международным участием «Стратегии и практики развития инклюзивной культуры в пространстве региона»

7.12.2018

9

Командировка в «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) посещение кафедры педагогики высшей школы, цель - обмен опытом по формированию содержания профильной магистерской программы («Психология и педагогика инклюзивного образования»)

30.10.2018 – 5.11.2018

10

Организация третьего этапа форума глухих и слабослышащих "Новый смысл - 2018"

24.11.2018













ДНЕВНИК ПРОЕКТА

 

Дата

Содержание работы

Отметка о выполнении

5.11.18

- Подготовка интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого».

 

6.11.18

- Подготовка интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого».

 

7.11.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы;

- Подготовка интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого».

 

8.11.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы;

- Подготовка интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого».

 

9.11.18

- Подготовка интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого».

 

10.11.18

- Организация второго этапа форума глухих и слабослышащих "Новый смысл - 2018".

 

12.11.18

- Проведение интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого».

 

14.11.18

- Участие во 2 Фестивале инклюзивной культуры «Университет – территория инклюзии».

 

15.11.18

- Проведение интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого».

 

16.11.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы.

 

19.11.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы;

- Посещение собрания сотрудников РУМЦ.

 

20.11.18

- Участие в 4 Национальном чемпионате «Абилимпикс», г. Москва.

 

21.11.18

- Участие в 4 Национальном чемпионате «Абилимпикс», г. Москва.

 

22.11.18

- Участие в 4 Национальном чемпионате «Абилимпикс», г. Москва.

 

23.11.18

- Участие в 4 Национальном чемпионате «Абилимпикс», г. Москва.

 

24.11.18

- Проведение второго этапа форума «Новый смысл – 2018».

 

26.11.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы.

 

27.11.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы.

 

28.11.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы.

 

29.11.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы;

- Посещение собрания сотрудников РУМЦ.

 

30.11.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы.

 

3.12.18

- Разработка и обсуждение на кафедре учебного плана и УМК по дисциплинам магистерской программы;

- Посещение собрания сотрудников РУМЦ.

 



Самоанализ работы в соответствии с планом практики

На базе кафедры общей и социальной педагогики, а также Ресурсного учебно-методическом центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в период с 01.09.2018 по 28.12.2018 команда организаторов проекта занималась разработкой образовательного продукта Магистерская программа “Инклюзивное образование”, в том числе интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого» в рамках 2 Фестиваля инклюзивной культуры «Университет – территория инклюзии», посещала собрания сотрудников РУМЦ, организовала свой проект – форум глухих и слабослышащих «Новый смысл – 2018».

Команда принимала участие в мероприятиях, посвященных развитию инклюзии, инклюзивной культуре (Форум «Новый смысл – 2018», интерактивные занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого», мастер-классы, инклюзивные игры), которые дают возможность погрузиться в инклюзивную среду.

В отчетный период осуществляла профориентационную работу на Форуме глухих и слабослышащих «Новый смысл – 2018» посредством распространения информации о педагогической магистратуре, высшем образовании в ТюмГУ.

Эта работа была очень насыщенной, позволила принять участие в различных мероприятиях и видах деятельности. Участвовала в 4 Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», в рамках которого была организована интерактивная беседа на тему «Университет – территория инклюзии», в которой приняли участие старшеклассники и студенты. Участники беседы узнали, как в ТюмГУ происходит включение студентов в инклюзивное пространство вуза, как инклюзивные технологии помогают любому человеку развить толерантность и коммуникативные качества, увидеть мир новым взглядом.

Данная работа способствовала формированию готовности осуществлять методическую и исследовательскую деятельность в различных формах взаимодействия, способность разрабатывать учебно-методические материалы, формированию умений систематизировать, обобщать и распространять информацию.






Отчет о проделанной работе

Анализы посещения собраний сотрудников РУМЦ

В период практики посетил 3 собрания Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Каждое собрание проходит под руководством директора – Волосниковой Л.М. и зам.директора – Патрушевой И.В. РУМЦ, направленное на решение текущих событий в соответствии с дорожной картой РУМЦ ТюмГУ. Также на повестке дня рассматривались такие вопросы и мероприятия, как: обсуждение результатов выполнения ГЗ, рефлексия по Фестивалю инклюзивной культуры «Университет – территория инклюзия», подготовка к конкурсу «Профессиональное завтра». Проведения очных и заочных модулей КПК, обсуждение Форума с международным участие «Стратегии и практики развития инклюзивной культуры в пространстве региона», распределение зоны ответственности, подготовка зимней сессии Университета инклюзивного добровольчества на базе ОмГПУ (г. Омск). Ответственные за события и мероприятия представляют отчет о результатах проделанной работы. По итогам собрания составляется протокол.

Разработка и проведение интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого» (12.11.18, 15.11.18, см.приложение 1).

Проведенная серия интерактивных занятий, в рамках 2 Фестиваля инклюзивной культуры «Университет – территория инклюзии» способствовала ознакомлению студентов нашего Университета с основами инклюзии, инклюзивного образования и инклюзивной культуры, предоставила возможность поучаствовать в инклюзивных играх и мастер-классах, целью которого является раскрытие своих дополнительных способностей (тактильно-образное, пространственное мышление), коммуникативных навыков в инклюзивном взаимодействии. В результате данных занятий студенты расширяют границы своего восприятия и понимания инклюзии. Участники особо отметили работу с завязанными глазами, они получили новые впечатления и способы взаимодействия друг с другом. Также студенты активно вели дискуссию о реализации инклюзивного образования и включения людей с инвалидностью в полноценное взаимодействие с обществом, а также поделились своим опытом взаимодействия с людьми с инвалидностью. По итогам занятия студенты выразили благодарность за предоставленную возможность открытия новых ощущений для себя.

Отчет о научно-педагогической и методической деятельности

Участие в организации фестиваля «Университет – территория инклюзии» (с 12 по 16 ноября)

В рамках фестиваля были проведены интерактивные занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого», помощь в организации работы площадок фестиваля, организация презентационной площадки технических средств обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ГАУ ДО ТО Дворец творчества и спорта Пионер, 13.12.18).

Посещение научно-педагогических мероприятий:

  • Участие в 4 Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» (см.приложение 2);
  • Форум с международным участием «Стратегии и практики развития инклюзивной культуры в пространстве региона» (см.приложение 4).




Организационно-педагогическая деятельность

Особенностью создаваемой магистерской программы является сочетание фундаментальной академической подготовки, предполагающей знакомство с инновациями и достижениями отечественной и зарубежной педагогической науки в области инклюзивного образования, асинхронности построения образовательного процесса, с включением студентов в широкий спектр социально-культурных практик как инструментов их профессионально-личностного самоопределения, в том числе посредством реализации индивидуальных профессионально-образовательных траектории.
В рамках образовательной программы созданы следующие условия для обучающихся:
- возможность построения индивидуальной траектории обучения; - участие студентов в различных проектах, выполняемых сотрудниками кафедры, приобретение опыта групповой (командной) работы в исследовательских коллективах; - поддержка инновационной деятельности студентов; - использование новейших технологий и методов обучения (интерактивные лекции, групповые проекты, портфолио, индивидуальные и групповые презентации, научные семинары, конференции).
В ходе обучения студенты изучат содержание и формы инклюзивного образования в рамках учебных дисциплин:
Инновационные процессы в инклюзивном образовании, Методология и методы научного исследования в сфере инклюзивного образования, Нормативно-правовые основы инклюзивного образования, Психология межэтнического конфликта в образовательной сфере, Международный социально-педагогический опыт регулирования межэтнических и межрелигиозных отношений, Сравнительное религиоведение, Психология дизонтогенеза, Коррекционно-развивающие технологии в инклюзивном образовании, Тьюторское сопровождение ребенка и его семьи в условиях инклюзивного образования, Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка в экстремальной ситуации, Педагогика и психология адаптивного поведения и др. Разрабатывались УМК по дисциплинам магистерской программы.
Возможности реализации индивидуальной образовательной траектории при освоении программы. Студент может выбрать траекторию обучения по взаимодействию с несовершеннолетним с ОВЗ, одаренными детьми, детьми и подростками, нуждающимися в профилактике и коррекции  деструктивного поведения детей, с детьми, находящимися в кризисных состояниях и испытывающих последствия психических травм.
Виды и базы практик: педагогическая, производственная и преддипломная практики проводятся на базе учреждений социально-ориентированной сферы города, в которых созданы современные системы организации инклюзивного образования, квалифицированные психологические службы сопровождения образовательного процесса и специальные образовательные условия для обучения детей с различными образовательными и развивающими потребностями.
Выпускающая кафедра: кафедра общей и социальной педагогики ИПиП ТюмГУ.
Форма государственной итоговой аттестации: защита магистерской диссертации.
Для тех магистрантов-выпускников, которые хотят продолжить свое обучение, будет предоставлена возможность поступления в аспирантуру по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Профориентационная акция

Мероприятие: Форум глухих и слабослышащих «Новый смысл – 2018»

10.11.2018 в 11.30, 17:00

В процессе акции были розданы буклеты ТюмГУ и профориентационные буклеты РУМЦ. Участников Форума познакомили с возможностью получения образования в ТюмГУ, предоставления услуг психологов РУМЦ и помощи в трудоустройстве.

Отчет о научно-исследовательской деятельности

 

В отчетный период велась научная и исследовательская работа, в частности:

 

  1. Обзор существующего опыта реализации обучения в Российской Федерации и зарубежом обучения по магистерским программам, связанным с инклюзивным образованием, анализ научной литературы по вопросам инклюзивного добровольчества (статьи, авторефераты, монографии);

https://www.utmn.ru/presse/kalendar/625185/

Сценарий интерактивного занятия «Инклюзия – увидеть ценность каждого»

 

Время – 15 мин.

Приветствие – 2 мин.

Игра «Чем мы похожи, чем мы отличаемся»  – 2 мин.

Видео 1 – 1.23 с. + обсуждение =3 мин.

Видео 2 – 1 мин.

Обсуждение – 1 мин.

Интерактивное занятие – 6 мин.

Оборудование и материалы:

Листы А4 – 30 на каждое занятие

Цветные карандаши, фломастеры – 30 шт.

Презентация

Раздатка (буклеты, фишечки-наклейки)

 

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые участники нашего занятия. Вас приветствую студенты института Психологии и педагогики ТюмГУ.

И начать наше занятие мы бы хотели с одного очень простого вопроса: «А наш университет – он какой»? (Современный университет, состоит в программе 5-100, разнообразный)

А что позволяет нам говорить о том, что наш университет действительно идет в ногу со временем? (разнообразие людей)

Вы верно указали на то, что в ТюмГУ учатся и работают самые разные люди. У каждого из них есть своя особенность, которая выделяет их среди всех других.

Игра «Чем мы похожи, чем мы отличаемся»

Сейчас мы предлагаем вам проверить это. Пожалуйста, распределитесь по парам и обсудите, чем вы отличаетесь друг и друга и что у вас общего.https://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/636471/

Социальный ролик: мир инвалидов.

Кто хочет высказаться? (О чем этот ролик? по одному слову о ролике: закрытость, непонимание, барьеры)) Мы предлагаем вам по желанию сказать по 1 ключевому слову, которое ассоциируется у вас с этим видео.

Резюмирование ответов, выход на понятие инклюзивное общество.

Пример: Итак, ваши высказывания (по поводу ролика) являются барьерами во взаимодействии людей друг с другом.

Люди с особенностями всегда были, есть и будут в нашем обществе. Как вы считаете, для комфортной и счастливой для всех жизни, каким должно быть наше общество в целом? (выход на инклюзивное общество)

Таким образом, отсутствие барьеров делает общество инклюзивным.

Ролик Инклюзия

По словам автора, инклюзия – это совместное включение всех людей в совместный процесс жизнедеятельности для эффективного взаимодействия общества в целом.

Инклюзия развивается как в стране, так и в нашем университете, в котором она отражена не только в образовательном процессе, но и во внеучебной деятельности. В ТюмГУ реализуется очень много инклюзивных мероприятий: это профильные сессии для одаренных детей, Университет инклюзивного добровольчества, Белая трость, фестиваль жестовой песни и многое другое…

Ролик с УИД (Университет инклюзивного добровольчества)

ТюмГУ – университет возможностей, здесь действительно возможно все! Включение всех в единый образовательный процесс и внеучебную деятельность, в которой все равны и одинаково важны!

Задание ( рисуем, пишем Инклюзию ТюмГУ):

Сейчас мы предлагаем вам написать или нарисовать, что такое инклюзия в ТюмГУ в вашем понимании, ответив на вопрос: « Чтобы наш университет действительно стал более открытым, доступным и инклюзивным – нужно …» (на листах)

Все это выполняется под клип жестового пения «Мы ждем перемен»!

Защита рисунка, текста по желанию (2-3 человека, не больше).

Сегодня мы только начали говорить об инклюзии, но на этом наши встречи с вами не заканчиваются. Нам предстоит узнать еще много нового, нужного и интересного. В рамках Фестиваля проводится Международный праздник «Белая трость» и мы приглашаем Вас поучаствовать в нем.

Спасибо за участие в интерактивном занятии, мы приглашаем Вас к участию в инклюзивных играх.https://www.utmn.ru/ipp/novosti/novosti-instituta/635544/